Ярославль, ул. Салтыкова-Щедрина, 12, этаж 1
Время работы: с 09:00 до 20:00

Голос детей и подростков

Органы дыхания в детском возрасте отличаются некоторыми особенностями: носовые ходы, глотка, гортань, трахея и бронхи у детей сравнительно узкие и покрыты нежной слизистой оболочкой; эластическая ткань этих органов, являющаяся опорной, и мышечная развиты слабо; хрящи гортани мягкие и легко сдавливаются. Грудная клетка как бы приподнята, ребра не могут опускаться при дыхании так низко, как у взрослых, поэтому дети не в состоянии делать глубокие вдохи, что ограничивает силу голоса и длительность звучания.

Другой возрастной особенностью ребенка является неравномерность развития организма в процессе роста. Это касается и голосового аппарата. Если рост носоглотки и околоносовых пазух в основном заканчивается к периоду полового созревания - 12-14 годам, то все остальные органы завершают свой рост лишь с окончанием этого периода - условно к 18-19 годам. Кроме того, между ростом и развитием функций некоторых органов нет параллелизма.

Основная окраска детского голоса - его «серебристость». Каждые 2-3 года голос меняет свои качества. Из «серебристого» с диапазоном звучания 5-6 нот он становится насыщенным, обретает полноту звучания, «металлический» оттенок. Постепенно увеличивается диапазон, у подростков он может быть равен двум октавам.

В целом развитие голоса у детей проходит 4 периода:

  • Дошкольный (до 7 лет)
  • Домутационный (7-12 лет)
  • Мутационный (12-15 лет)
  • Постмутационный (15-17 лет)

Дошкольный период характерен тем, что гортань у ребенка по сравнению с взрослыми имеет довольно высокое положение (она расположена на уровне С4-С5 позвонков). Кроме того, имеется большое количество слизистых желез во всех отделах гортани, а также лимфатической и соединительной ткани, которая заменяет собой некоторые отсутствующие внутренние мышцы гортани. В частности голосовые мышцы, располагающиеся в толще голосовых складок, развиваются примерно к 11-12 годам, т.е. во втором периоде - домутационном. Поэтому у детей до 10 лет отмечается фальцетный механизм голосообразования, в осуществлении которого особая роль принадлежит перстнещитовидной мышце.

При стробоскопическом исследовании гортани (специальном осмотре гортани в режиме импульсного света) во время фонации (произношении или пении гласных звуков) у детей от 7 до 10 лет наблюдаются колебания только свободных краев голосовых складок при относительном покое остальных частей складок. Голосовые складки никогда не смыкаются полностью, образуя щель в виде треугольника или линейной формы. Это и есть фальцет. К 11-12 годам голосовая мышца начинает оформляться в самостоятельную и принимать участие в процессе голосообразования. В этом возрасте появляется еще один механизм фонации - грудной. На нижних тонах диапазона появляется грудное звучание голоса, на высоких – по-прежнему остается фальцетное. При этом на низких тонах голосовые складки смыкаются полностью, на высоких отмечается узкая линейная щель, свойственная фальцету. Затем наступает собственно мутация.

Мутация - это период смены голоса, физиологическое состояние, связанное с изменением функции гортани и всего организма во время полового созревания. Обычно этот период проходит незаметно для ребенка и его родителей и не сопровождается какими-либо нарушениями, если мутация протекает медленно, постепенно. При остром течении мутации изменения в голосе - срывы, появление низких звуков, внезапное «соскакивание на фистулу» - наступают быстро. Такие изменения заметны и для ребенка, и для его родителей. Особенно ощущают эти симптомы поющие дети. У некоторых подростков голос становится грубым, хриплым, без модуляций.

Мутация наступает в возрасте 12-15 лет. Характерна мутация не только для мальчиков, но и для девочек. Хотя у девочек изменения голоса протекают обычно плавно, без скачков, без болезненных явлений в гортани. В этот период появляются вторичные половые признаки. Ребенок повышенно нервозен. Происходят выраженные анатомические изменения в гортани: хрящи гортани увеличиваются в размерах (у мальчиков больше щитовидный и перстневидный хрящи, у девочек – черпаловидные хрящи. Поэтому у мальчиков гортань растет в длину, у девочек - в ширину). Отмечается быстрый рост голосовых складок, в период мутации длина их у мальчиков увеличивается на 6-8 мм. Голос понижается почти на октаву. Меняется и тембр голоса: голос из альта переходит в тенор, баритон или бас. У девочек наблюдается расширение диапазона как в сторону низких, так и в сторону высоких частот.

Мутационный период длится, как правило, 1-2 года, но иногда он может быть очень коротким (несколько дней-недель) или несколько лет. Известны случаи исключительно быстрой смены голоса: у мальчика, разговаривающего накануне детским голосом, вдруг обнаруживается голос взрослого мужчины. У мальчиков, много болевших в детстве, слабо развитых физически, половое созревание запаздывает. При этом значительно отстает в развитии и голосовой аппарат. В этих случаях голос может остаться инфантильным долгое время, уже в возрасте взрослого мужчины.

Причинами изменения голоса в период мутации считают нарушение координации функции наружных и внутренних мышц гортани и отсутствие согласованности между дыханием и фонацией. У поющих детей в этот период отмечается небольшое понижение голоса, некоторое сужение его диапазона, высокие ноты, которые раньше брались легко, даются с трудом. Голосовые складки могут утолщаться, краснеть, отмечается обилие слизи на них. Это проявляется хрипотой различной степени выраженности, быстрым утомлением голоса, возникновением неожиданных срывов голоса при пении. У девочек в период мутации выраженные изменения голоса наблюдаются не часто, примерно в 40 % случаев. В период менструации рекомендуется освобождать девочек от пения.

Практический опыт фониатров и вокальных педагогов показал, что большинство детей в период мутации могут петь. Однако требуется соблюдение охранительного режима  для голоса:

  • Не пытаться каким-либо образом ускорить процесс формирования гортани.
  • Для этого не использовать репертуар взрослых певцов.
  • Разрешать подростку петь только среднем диапазоне, удобном для его голоса.
  • Не петь при явных, грубых изменениях голоса.
  • Меньше петь в хоре.
  • Предпочитать вокальные занятия с опытным педагогом.

Мутация – физиологический процесс. Но не всегда она протекает гладко. В связи с этим выделяют следующие мутационные расстройства:

Затянувшаяся мутация. Это мутация, которая не заканчивается в течение 2-х лет, а длиться гораздо дольше.

Упорно сохраняющийся фальцет. Это неприятный писклявый голос у молодого мужчины после периода мутации. Возникает в результате нарушения координации работы голосовых складок и передних мышц гортани (превалируют последние).

Замаскированные расстройства. Это, как правило, приступы неудержимого рефлекторного кашля, появляющиеся у мальчиков, поющих в хоре, без видимых признаков мутации.

Преждевременная мутация. Ситуация, которая возникает очень редко. Обычно она связана с ранним половым созреванием ребенка или использование форсированной манеры пения. Проявляется тем, что у мальчика 10-11 лет, иногда и раньше, появляется грубый, низкий, мужской голос.

Запоздалая мутация – это мутация, которая наступает уже после завершения периода полового развития, например, в 20-25 лет.

Вторичная мутация – это внезапное изменение тембра голоса уже в зрелом возрасте.

Детский и подростковый возраст характеризуется неустойчивостью нервной системы. Чрезмерно громкое пение, крик, бесконтрольное пение, несоблюдение возрастного диапазона (пение «взрослых» песен), сложность вокального репертуара, сольные выступления на эстраде, пение во время респираторного заболевания могут приводить к значительным нарушениям голоса и развитию таких заболеваний, как узелки, полипы и кисты голосовых складок, хронический ларингит, подслизистая гематома гортани (кровоизлияние в голосовую складку). Дети с повышенным темпераментом, о которых говорят, что они и минуты не сидят на месте, много разговаривают, кричат, часто страдают узелками гортани («узелками крикунов»). К вечеру у них голос «садится», хрипнет, иногда полностью звучность голоса, ребенок говорит шепотом. Стрессовые ситуации, испуг, страх, переживание, особенно у девочек, могут явиться причиной истерической афонии. Возникновению нарушений голоса у детей способствуют различные заболевания других органов: риносинуситы, фарингиты, тонзиллиты, тугоухость, хронические бронхиты и трахеиты, болезни сердечно-сосудистой системы, эндокринные болезни.

При любом нарушении голоса, длительно сохраняющемся, требуется тщательное обследование ребенка. Для этого необходима консультация оториноларинголога-фониатра с обязательным осмотром гортани. С этой целью используются различные методики, начиная от простой ларингоскопии с помощью гортанного зеркала и заканчивая проведением оптической эндоскопии гортани. Оптическая эндоскопия гортани может осуществляться как жестким эндоскопом, так и с помощью фиброскопа. Обе методики высоко информативны. Однако выявить мельчайшие изменения вибраторной активности голосовых складок, что очень важно у поющих детей, особенно в период мутации, позволяет только стробоскопия гортани.

Необходимо помнить, что проще предупредить нарушения голоса. Как же это сделать? Одно из основных правил гигиены и охраны голоса детей и подростков - систематические занятия пением с опытным педагогом. При этом укрепляются голосовые складки, что способствует интенсивному и планомерному развитию голосового аппарата. Исследования показали, что пение оказывает благоприятное влияние не только на гортань, но и на организм ребенка в целом и на его интеллект. Это своеобразная гимнастика, которая способствует правильному развитию грудной клетки, регулирует функцию сердечно-сосудистой системы и прививает ребенку художественные навыки. Однако петь тоже надо уметь правильно, иначе развивается различная патология гортани. Репертуар для пения должен быть правильно подобран по диапазону, текст понятен для ребенка. В педагогическом процессе необходима максимальная простота в общении с ребенком, задачи, поставленные перед ним, должны быть четко сформулированы и доступны. Занятия пением не должны превышать 30-45 минут.

Учитывая анатомо-физиологические особенности голосового аппарата детей в период их роста, необходимо большое внимание уделять укреплению организма ребенка. И доктора (педиатры, оториноларингологии), и родители ребенка, а также их бабушки и дедушки, должны помнить о чрезвычайной хрупкости детских голосов. Для профилактики стойких нарушений голоса у ребенка необходимо соблюдение гигиены голоса, санация очагов хронической инфекции дыхательных путей, а при появлении расстройства голоса в виде охриплости, грубости, осиплости - своевременное обращение к врачу-фониатру.